Характеристики музея:
|
1. Полное наименование музея: |
На 9.04.82 г. – Музей боевой славы калиницев. |
С 28.04.85 г. – Музей истории школы №4. |
2. Организация поискового-краеведческой работы музея: |
На базе школьного музея организована работа кружков: |
А) Для учащихся 2-х классов “Юные краеведы”. |
Б) Для учащихся 5-11-х классов “Активисты школьного музея”. |
- Под руководством В. И. Леликовой третий год успешно работает “Литературная гостиная”, одной из основных задач работы, в которой литературное краеведение (и в первую очередь на материале, связанном с историей школы, так как среди выпускников и учителей большое количество писателей, журналистов, краеведов…). |
- Активизировать поисково-краеведческую работу в школе позволяет, ставшие традиционными, конкурсы объявляемые советом музея: |
- “Записки летописца”. |
- “Самая старая вещь в моём доме”. |
- “Школьная династия”. |
|
- “Литературное творчество” (для школьного рукописного журнала “Гусляр”). |
- “Детство, опалённое войной” (воспоминание о войне). |
- “Награды Родины” (конкурс рисунков, сочинений). |
|
|
- “Письмо сверстнику в 1945 год” (конкурс сочинений). |
|
3. Краткая характеристика фондов музея, объём материалов, посвящённых военной истории). |
4. Название (тематика разделов экспозиций). |
С 1994 г. (после смерти Семёновой Р.А.) хранителями школьного музея стали учащиеся – члены совета музея под руководством Алямкиной Ирины Рифовны. Основные экспозиции музея сохранены в том же объёме. Некоторый материал дополнен, расширен, отреставрирована мемориальная доска с занесением в список фамилий, недавно обнаруженных учащимися и фамилий выпускников, погибших в Афганистане и Чечне! Музейная комната (площадью 60 квадратных метров) имеет три основных раздела: |
1956 г. – 2 тома школьной летописи; |
1966 г. – создание исторического памятника М.И. Калинину. |
1967 г. – создание на территории школьного соснового бора обелиска выпускникам школы, погибшим в годы Великой Отечественной войны. |
1975 г. – открытие комнаты боевой и трудовой славы калининцев. |
1985 г. – присвоено почётное звание «Народный музей». |
1986 г. - после реставрации и расширения экспозиций – музей истории школы. |
|
С 1994 г. (после смерти Семёновой Р.А.) хранителями школьного музея стали учащиеся – члены совета музея под руководством Алямкиной Ирины Рифовны. Основные экспозиции музея сохранены в том же объёме. Некоторый материал дополнен, расширен, отреставрирована мемориальная доска с занесением в список фамилий, недавно обнаруженных учащимися и фамилий выпускников, погибших в Афганистане и Чечне! |
Музейная комната (площадью 60 квадратных метров) имеет три основных раздела: |
|
В первом разделе размещены экспозиции: |
- Женская Алексеевская гимназия; в основе которой фотографии 19 века, 1902, 1913., журналы 1902 г. и 1905г., оборудование кабинетов физики, биологии, химии, книги 19 века и начала 20-го века. |
- Школа 2-ой ступени. |
- Школа имени М.И. Калинина. |
- Педагоги и директора школы. |
- Времён связывающая нить. |
|
Второй раздел – “Мемориал” – основа музея; то, ради чего создавался музей. |
Экспозиции раздела: |
- Годы испытаний. |
- Никто не забыт, ничто не забыто (об открытии обелиска). |
- Родина – мать зовёт! |
- Воинский долг неизменён. |
- Калининцы в бою и труде. |
|
Объём фондов, посвящённых
военной истории: |
1. Мемориальная доска, отреставрированная и дополненная в связи с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. |
2. Стенды - 14 шт. |
3. Папки биографические – 21 шт. |
4. Папки – раскладки – 5 шт. |
5. Письма – 48 шт. |
6. Вещественные источники – 24 шт. |
7. Фотографии – 80 шт. |
8. Газеты – 12 шт. |
9. Печатные издания – 18 шт. |
10. Альбомы – 10 шт. |
11. Рукописный журнал “Гусляр” №4 “конкурсное сочинение” (в честь 60-летия победы в Великой Отечественной Войне). |
А) “Письма в 1945г.”. |
Б) “Тот бой поныне длится…” |
12. Летопись – 4 тома. |
13. Видеокассета с записью телепередачи “40-е грозовые”; снятой в школьном музее. |
14. Аудиокассета – музыкальная композиция совета музея “Никто не забыт, ничто не забыто”. |
Всего источников: 240 единиц. |
|
Третий раздел: История ученических коллективов, судьбы выпускников, экспозиции: |
Ведётся работа по оформлению стенда “Школа смотрит в будущее”. Отдельная экспозиция “Чтобы помнили” – об основателе школьного музея Р. И. Семёновой, слова которой служат для школы наказом: “Задача всей нашей школы беречь, свято хранить наш музей, укрепить его своей работой, это наша память… Память о тех, кто погиб, память об истории нашей школы, память о тех, кто оправдывал и оправдывает своей жизнью имя калининца, хранит наш школьный музей ”. |
5. Использование музея в образовательно-воспитательном процессе школы: |
На данный вопрос можно ответить на примере анализа работы школьного музея в 2002 – 2003 учебных годах. |
6. Экскурсионная, просветительная, методическая работа музея: |
Ежегодно в музее проводится от 50 до 100 экскурсий, которые посещают более 1000 человек. Экскурсии проводятся для учащихся, учителей (причём и из других школ города, с. Волково), для студентов педколледжа №1, торгового колледжа, педуниверситета. Экскурсии разнообразны по тематике. Например, по разделу “Мемориал”: |
- “Солдатский треугольник”. |
- “По дорогам войны”. |
- “У войны не женское лицо”. |
- “Воспоминания из блокадного Ленинграда” (Литературная гостиная). |
- “Всё для фронта, всё для победы”. |
- “Тема войны в творчестве выпускника 1943 года, журналиста Ю. П.Залысина”. |
- “Послевоенные встречи” или “Они сражались за Родину”. |
|
Появилась новая традиция – проведение выставок – конкурсов форме проведения дней открытых дверей с подведением итогов при закрытии выставок, например: |
- “Позволь моей душе открыться…” (выставка творчества учителей). |
- “Самая старая вещь в моём доме”. |
- “В гостях у кукольников пятых классов” (самодельные куклы для кукольного театра). |
- “Вместе с бабушкой вдвоём” (выставки работ рукодельниц ко дню пожилого человека). |
В образовательном процессе, музей используется очень активно: |
- Открытые уроки по истории и литературе. |
- Использование материалов для написания рефератов, докладов, сочинений, газетных статей, для открытия сайта в Интернете и т. д. |
Просветительская и методическая работа находит отражение в таких видах деятельности, как: |
1) Проведение слёта поисковых отрядов на базе музея. |
2) Обмен опытом для слушателей областных курсов повышения квалификации учителей истории. |
Важно отметить общественно-полезную деятельность музея: |
- Передача ценных фотографии в государственный музей (позже их оценили в 30000 рублей). |
- Участие в охране и восстановлении памятников на территории школы (памятник М. И. Калинину и обелиск выпускникам, погибшим в годы войны). |
В музее ведётся работа по пополнению и обновлению экспозиций. |
7. Использование материалов музея с СМИ и научно-популярных изданиях: |
Телевидение: 27.04.95 г. 08.09.99 г; 29.10.99 г; 06.11.99 г; 09.11.99 г. (35 минут передача). Сентябрь, октябрь 2002 года, 14.08.04 г; 21.10.04 г. |
Радио: ноябрь 2004 года. |
Газета “Благовещенск”: 05.11.99 г; 26.01.01 г; 02.03.01 г; 28.05.03 г; 25.10.02 г; 20.10.04 г. |
Газета “Амурская правда” (“Самовар”): 25.12.99 г; 2002 г. – в течение года; 28.10.04 г. |
Газета “Старая мельница”: 26.03.99 г. |
Газета “Амурская неделя”: 28.10.04 г. |
8. Работа актива, совета музея: |
В состав совета вводятся представители краеведческих кружков, избираются (по желанию) представители от классов. Ребята выбирают направление, по которому работают в течение года: “Архив”, “Реставраторы”, “Летопись”,”Экскурсоводы”, “Учёт документов”. Основной принцип: музей для детей и руками детей. |